Особенности трудовой деятельности работника ресторана

   Общие сведения о деятельности. Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. Каков же источник активной деятельности человека? С одной стороны, это влияния внешнего мира, на которые надо реагировать, а с другой — собственные потребности, которые нужно удовлетворять.

 

С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т. д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, свойства, состояния, потребности, интересы работника и т. д.
Психика формируется и проявляется в деятельности. В свою очередь, деятельность находится под воздействием психики. Таким образом, деятельность ТА психика тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В процессе деятельности человек, накапливая жизненный и производственный опыт, постоянно развивается, совершенствуется. Протекание психических явлений в процессе деятельности определяется как ее целью, предметом, средствами, условиями, так и особенностями личности, например, официанта (бармена), его потребностями, опытом и т. д.
Простейший элемент деятельности — движение. Человек постоянно двигается, находясь в состоянии бодрствования, например определенным образом двигаются рука официанта при выписывании счета, глаза гостя при осмотре блюда и т. д. В совокупности отдельные элементарные движения складываются и создают достаточно сложное образование — действие. Человек выполняет те или иные действия, используя определенные средства и способы. Выполнив действие, человек проверяет результаты, исправляет допущенные ошибки и подводит итоги.
Таким образом, деятельность включает в свой состав те или иные действия, объединенные единством цели.
Как правило, началом деятельности является постановка цели на основе потребностей, подлежащих удовлетворению, или осознания человеком задачи, которую ему необходимо решить. Затем следует выработка плана (схем, моделей) предстоящих действий.
Основные виды деятельности. Игра — ведущая форма деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Специфичность игры заключается в том, что ее целью является именно сама деятельность, а не ее результат. Игра — доступная для ребенка форма активного познания поступков и отношений взрослых, а также специфичная форма его психической и физической подготовки к учебе и труду.
Учение — деятельность, направленная на освоение определенных знаний, умений, навыков, форм поведения. Учение в отличие от игры — целенаправленный процесс. Он регулируется требованиями поставленных перед учащимся задач. В процессе обучения учащийся приобретает знания об окружающей среде и умения использовать их по назначению. Учение также предназначено для подготовки человека к труду.
Труд — основной вид деятельности человека. Он является сознательной, преобразующей деятельностью. В труде создаются материальные (пища, жилище, одежда) и духовные (произведения литературы, живописи) блага, необходимые для существования и развития человека и общества. В труде, как нигде, проверяются все нравственные качества человека. Труд, как правило, служит духовному и эстетическому совершенствованию людей. Но при этом труд должен осуществляться "по законам красоты". Только тогда работник ресторана сможет вложить в него все свое умение и щедрость души.
Возможно ли творчество в работе официанта? Конечно. Основу творчества здесь составляет именно увлеченность. Как лучше организовать обслуживание гостей? Что внести нового, интересного для них? Здесь возникают десятки вопросов, на творческое решение которых и должна направляться энергия и способности официанта.
Культуру труда официанта можно рассматривать как выработку умения и навыка качественно трудиться и формирование потребности в труде. Встречающиеся формы бескультурья в труде официанта, такие как грубость, хамство, амбициозность и т. п. должны решительно пресекаться.
Знания, умения, навыки. Знания — это совокупность понятий и представлений, усвоенных человеком. Работник ресторана должен уметь пользоваться своими знаниями в самых разнообразных ситуациях обслуживания. Так, для официанта важно быстро отвечать на любые вопросы гостей, находить наиболее действенные доводы в общении с ними. Знания являются предпосылкой работы на высоком профессиональном уровне. Успешная деятельность без них невозможна.
Навыки — это приобретенная способность к автоматическому выполнению движений и их комбинаций в процессе деятельности. Навык является отработанным в ходе упражнений способом выполнения действий. Навык резко снижает время выполнения действия. Навыки существенно облегчают труд, поскольку освобождают официанта от необходимости контролировать отдельные движения. При этом он сосредоточивается в основном на результате обслуживания.
В деятельности человека, в частности официанта ресторана, можно выделить четыре группы навыков:
• двигательная (выписка квитанции, подача блюда и т. п.);
• мыслительная (ориентация в ассортименте блюд, подсчет стоимости заказа и т. п.);
• сенсорная (распознавание психического состояния посетителя и т. п.);
• поведения (общение, соблюдение этикета, гигиены и т. п.). Умение — освоенный работником (в том числе и ресторана)
способ выполнения действий за счет приобретенных знаний и навыков. Умение достигается путем упражнений. Оно позволяет выполнять действия не только в привычной, но и в изменяющейся обстановке. Потребность совершать действия порождает привычку. Привычки — это действия, образовавшиеся в поведении человека и ставшие для него необходимыми. Привычки, как и навыки, представляют собой автоматические способы выполнения действий. Чем отличаются привычки от навыков? Навык благоприятствует успешному выполнению того или иного действия. Привычка же сама побуждает работника (официанта) действовать вполне определенным способом. Он будет поступать строго определенным образом потому, что он не может поступать иначе, потому что так привык. Привычки лежат в основе формирования определенной черты характера. Народная мудрость утверждает: "Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу".
К сожалению, помимо полезных, могут выработаться и вредные привычки. Отвыкать от дурных привычек трудно, но вполне возможно, а в ряде случаев просто необходимо. К примеру, представим себе официанта, грызущего ногти или стоящего сгорбившись. Вряд ли такой работник ресторана вызовет симпатии гостей. Некоторые работники ресторана имеют вредную привычку курить в присутствии гостя проявляя бестактность и неуважение.
Знания, навыки, умения и привычки изменяются в течение всей жизни и деятельности человека. Единство знаний, навыков, умений и привычек составляет его приобретенный опыт. Опыт как практическая деятельность официанта отражает, в частности, достигнутый им уровень профессионального мастерства. Это мастерство во многом определяет производительность труда и культуру обслуживания гостей.
Психологические компоненты деятельности официанта. Это психические процессы, психические состояния и его индивидуально-психологические особенности. Психологическая характеристика официанта (бармена) в значительной степени определяется особенностями протекания у него психических процессов во время обслуживающей деятельности.

 

 

 

 

 

 
 

Кафе Войковская, Москва, 5-й Войковский проезд, дом 5, (495) 504-99-74