Особенности профессионального поведения работника ресторана

  Особенности профессионального поведения работника ресторана
Общие сведения о поведении. Поведение человека — это совокупность поступков, совершаемых им при взаимодействии с другими людьми. Оно характеризует его потребности, вкусы, взгляды, особенности темперамента и характера, личность в целом. На поведение человека накладывает отпечаток не только тип его нервной деятельности, но и сиюминутное состояние. Бывает, что спокойный и уравновешенный флегматик иногда впадает в состояние аффекта и ведет себя как безудержный холерик. В некоторых случаях активный и добрый сангвиник становится неуверенным и подавленным. Большое значение в регулировании поведения имеют эмоции и чувства. В основном поведение человека определяется условиями жизни, спецификой профессионального труда и т. п.

 

Поведение можно считать нравственным, если нравственны все составляющие его поступки. Можно сказать, что поступки — это зеркало поведения человека. "Дерево смотри в плодах, а человека в делах", — утверждает народная мудрость. Именно в делах, поступках человека сосредоточены его мысли, чувства и желания. Таким образом, поведение человека служит объективным критерием его нравственного облика. Мотивы поступков человека в конечном счете проявляются не в его словах, а в его делах. Только по поступкам можно судить о морали человека.
Поведение человека как сложное, многогранное явление включает в свой состав оценку ситуации общения, прогноз ее развития и выработку ответного действия. Так, взаимодействуя с гостем, работник ресторана решает ряд профессионально-этических задач, таких как:
• оценка своей осведомленности о запросах посетителя;
• выбор способа подхода к нему (установление контакта);
• определение своей линии поведения в целом.
Именно в линии поведения четко прослеживается нравственная ценность отдельных поступков. Официанту (бармену) надо так строить свою линию поведения, чтобы завоевать доверие, расположить к себе гостя. Особенно тщательно надо выбирать линию поведения при обслуживании малокультурного посетителя, поскольку при взаимодействии с ним не исключены неожиданные осложнения, возникновение конфликтной ситуации.
На поведение человека большое влияние оказывают исполняемые им в жизни те или иные социальные роли.
Социальные роли. Понятие "роль" используется для описания поведения личности при выполнении ею различных общественных предписаний (функций, программ действий).
Социальная роль — это соответствующий принятым нормам способ поведения личности в зависимости от ее позиции (статуса) в системе межличностных отношений. При исполнении какой-либо социальной роли человек действует по вполне определенной программе, которая может или содержаться в официальных документах (инструкциях, должностных обязанностях), или закрепляться традициями, обычаями. Человек может как сознательно исполнять свою социальную роль, так и неосознанно. Исполнение им социальной роли обычно строго контролируется окружающими.
Исполнение той или иной социальной роли несет определенную индивидуальную окраску. Эта индивидуализация роли зависит во многом от знаний человека и его умения находиться в данной роли, значимости ее для него, стремления соответствовать ожиданиям окружающих. Под ожиданием понимаются общепринятые представления о том, как вести себя исполнителю определенной социальной роли. Человек должен хорошо знать, чего от него ожидают окружающие, когда он выступает исполнителем той или иной роли. В ожидании отражаются надежды, которые люди связывают с поступками конкретного человека.

 

 

 

 

 
 

Кафе Войковская, Москва, 5-й Войковский проезд, дом 5, (495) 504-99-74